Сайт учителя русского языка и литературы 
Юлии Сергеевны Пудочевой

Меню сайта
Настройся на язык
Сегодня праздник!
Я тебя посчитал!

2 урок. Часть 2.

2.     Содержание словарных статей в этимологическом словаре:

- исследуемое слово;

- толкование слова, дающееся с учетом его истории и этимологии;

- производные слова, однокоренные с заглавным словом;

- история слова (появление, изменение значения или написания);

- этимология слова (как и когда возникло, относится к исконно русским, восточнославянским, общеславянским или заимствованным).

4. Функция этимологических словарей заключается в установлении родства между словами, сохранении истории слов и донесении информации до людей все новых поколений.

5. Основные этимологические словари и их отличительные особенности:

- П. Я. Черных «Историко-этимологический словарь современного русского языка» (комплект из 2 книг) [17]. Необычность кроется в толковании значения каждого заглавного слова, в приведении родственных ему слов, поиске связи с другими словами славянского происхождения. Проводится граница между историей и этимологией слова, поэтому словарь является историко-этимологическим. Следовательно, нестандартным является построение словарный статей.

- Г. Крылов «Этимологический словарь русского языка» [52]. Словарные статьи содержат указание на язык, из которого произошло слово, объясняют связь исследуемого слова с исходным. В каждом слове подчеркнуты черты, характерные для определенной языковой группы.

- М. Фасмер « Этимологический словарь русского языка в 4-х томах»[54]. Особенность в научном стиле написания статей, в указании ближайшей и дальнейшей этимологии слов. Примечательно, что словарь этимологии русского языка составлен иностранным автором.

-  Л.В. Успенский «Почему не иначе? Этимологический словарь школьника»[30]. Словарь написан очень живым и простым языком, что продиктовано ориентацией на школьников. Приведены интересные истории, подтверждающие связь истории слов с жизнью, важность осознания внутренней формы слов. Родство языков изображено в виде раскидистого дерева. Словарные статьи больше похожи на забавные задания, создающие иллюзию того, что читатель сам догадывается об истории слова.

- В.В. Виноградов «История слов» [18]. Труд В.В. Виноградова включает обширное предисловие, повествующее об истории лексики и значении изучения слов. Словарные статьи являют собой скорее очерки, содержащие мнения нескольких исследователей, примеры употребления слова и комментарии автора.

Итак, мы видим, что каждый словарь имеет свое лицо, свои отличительные особенности. Так и наш словарь должен быть оригинальным. Давайте предположим, чем будет отличаться наш «Иллюстрированный этимологический словарь» от всех остальных?

Ученик: Во-первых, он будет иллюстрированным, что указано уже в названии. Это интересно и не очень распространено среди таких пособий. Во-вторых, словарь наш будет напоминать одеяло, сшитое по технологии печворк. Ведь каждая статья будет иметь автора и, следовательно, свое лицо. А за тем, чтобы словарное одеяло не распадалось на куски, проследит редактор.

Учитель: Согласна со всем вышесказанным. А что за слова будут составлять наш словарь? Обратимся к словам, выбранным вами для этимологического анализа, чтобы устранить повторы, выявить общее и различное в этих словах и проследить и объяснить основные закономерности. Вы называете по цепочке слова, я записываю их на доску.

«Врач, сажа, зонт, бормотать, опрометью, обувь, беллетристика, невеста, острог, сало, простынь, стол, сортир, рубашка, жалюзи, алфавит, кабинет, граната, дата, магазин, обед, глагол, вонь, акварель, бык, год, гоголь, демократия, заяц, идеал, оса, польза, презирать, ошибка, ошеломить, проволока, прозрачный, мемуары, мешок, говядина, запятнать, кружево, царь, новелла, обруч, обои, рубль, пух, ожерелье, облако, обморок, окорок, октябрь, окунь, нельзя».

Итак, давайте посмотрим, в каком соотношении находятся исконно русские и заимствованные слова. Как мы можем понять это?

Ученик: Чтобы установить, откуда пришло слово, нужно обратиться к этимологическому словарю.

Учитель: Безусловно, это надежный и верный способ. А возможно ли самостоятельно предположить, каковы истоки слова, лишь потом сверившись со словарем?

Ученик: Да. Мы заметили, что есть некоторые особенности, по которым можно понять, является ли слово заимствованным или оно «родилось» на нашей земле.

Учитель: Приведите примеры. Вместе мы зафиксируем некоторые моменты, чтобы в дальнейшем вы могли самостоятельно определять, как в нашем языке возникло то или иное слово. Например, заимствованные слова. Как их можно увидеть и узнать? Предположите.

Ученик: Я читал, что к заимствованным словам относятся, во-первых, все слова, начинающиеся на «а».

Учитель: Стоит оговориться, что на букву «а» начинаются некоторые исконно русские служебные слова, междометия (и слова, образованные от междометий): «а», «ах», «ага», «ай», «ахнуть», «аукаться» и немногие другие.

Ученица: Во-вторых, признаком заимствованных слов является наличие в слове буквы «ф». За исключением немногих междометных и звукоподражательных слов: «фу», «уф», «фыркать».

Ученик: В-третьих, показательной является бука «э», так как встречается она исключительно в заимствованных словах.

Ученица: В-четвертых, парные согласные в корне слова свидетельствуют об иностранном паспорте слова.

Ученик: Пятый признак – несклоняемость существительных.

Учитель: Ваши замечания абсолютно справедливы. Чтобы запомнить перечисленные признаки, запишите их в свои тетради и придумайте на каждый пункт по 5 слов.

Итак, вы выполнили задание. Давайте посмотрим, какие слова могут подтвердить справедливость каждого из пунктов.

1)         Слова, начинающиеся на букву «а»: «абажур», «алмаз», «анкета», «анкета», «астра».

2)         Слова, в которых есть буква «ф»: «февраль», «кафе», «факт», «графика», «фонарь», «форма», «софа», «кефир», «шкаф», «рифма», «фокус», «графин», «фильм».

3)         Слова, имеющие в своем составе букву «э»: «эра», «эпоха», «этаж», «эволюция», «элемент», «эхо», «пэр», «этика», «алоэ», «каноэ».

4)         Слова с удвоенными согласными в корне: «аббат», «коллега», «коррозия», «тоннель», «сумма», «касса», «диффузия», «интермеццо».

5)         Несклоняемые существительные: «кофе», «жюри», «депо», «колибри», «кенгуру».

Учитель: Конечно, это далеко не все отличительные особенности заимствованных слов, но перечисленные пункты легки для запоминания и, следовательно, запомнятся вам.

А знаете ли вы, как узнать исконно русские слова? Я расскажу немного об этом, вы запишете тезисы в тетради. К исконно русским словам относятся:

1) названия частей чела животных и человека: «голова»,  «лапа», «око», «плечо», «рог» и др.;

2) названия отрезков времени: «день», «ночь», «утро» и др.;

3) слова, обозначающие явления и объекты природы: «буря», «лес», «камень» и др.; 

4) названия растений: «бук», «горох»,  «слива» и др.;

5) домашних и диких животных:  «кот», «пес», «сова» и др.;

 6) названия орудий и предметов труда: «весло», «ведро», «седло», «шило» и др.;

7) некоторые абстракт­ные наименования: «вера», «слава», «стыд», «свобода» и др.;

8) названия дейст­вий: «лечь», «сидеть», «хотеть» и др.,

9) названия свойств: «муд­рый», «глубокий», «короткий» и др.; 

10) обозначение места и времени: «там», «тогда», «мимо» и др.;

11) большинство непроизводных предлогов: «в», «за», «к», др.;

12) союзы: «и», «а», «но», «да», «или» и др.

Теперь вернемся к словам, которые вы выбрали дома для включения в этимологический словарь. Применим полученные знания и посмотрим, в каком соотношении находятся заимствованные и исконно русские слова.

Можно отметить, что соотношение исконно русских и заимствованных составляет 65% к 35%. Как думаете, чем можно эти цифры объяснить?

Ученики: Безусловно, в русской языке слов родных больше, чем заимствованных. Этим и объясняется пропорция.

Учитель: Конечно, но все же стоит подчеркнуть, что и заимствованных слов много. Языки находятся в постоянном взаимодействии, перетекая друг в друга. Ребята, как вы думаете, может ли со временем изменяться соотношение исконно русских и заимствованных слов? Почему это происходит?

Ученики: Да, это соотношение может меняться, так как язык находится в постоянном движении, его развитие не останавливается.

Учитель: Вы помните, как называются слова, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре?

Ученики: Это устаревшие слова, которые делятся на историзмы и архаизмы.

Учитель: Верно. А что такое неологизмы?

Ученица: Само слово подсказывает, что это новые слова. Например, «факс», «телефон», «интернет».

Учитель: Правильно. И стоит отметить, что неологизмы рано или поздно становятся историзмами. Мне кажется, это очень интересно. Слова как люди. Как считаете, важно отмечать возраст слова в нашем словаре?

Ученик: Конечно, это можно делать с помощью помет. Например,  «устар.»

Учитель: Да, не забывайте о пометах (примеры можно увидеть в этимологических словарях).

Продолжим анализировать выбранные вами слова. Посмотрите, какие части речи встречаются чаще других? Чем это можно объяснить?

Ученик: В основном представленные слова являются существительными. Это легко понять, если подумать, как образовывался язык. Людям нужно было как-то называть предметы и явления, окружающие их. Так первыми возникли существительные. Остальные части речи стали производными от имен.

Учитель: Правильное объяснение. А давайте посмотрим, если ли среди выбранных слов эмоционально-окрашенные. Сколько их?

Ученик: Здесь практически не представлены такие слова. Эмоционально-окрашенные слова часто образуются от нейтральных при помощи суффиксов, например. Или становятся таковыми за счет контекста.

Учитель: Я рада, что на такие сложные вопросы вы с легкостью находите ответы. Думаю, сейчас так же легко мы сможем детализировать план работы и уточнить сроки ее сдачи. Итак, обсуждаем и записываем сроки выполнения заданий.

Сегодня вечером до конца оформляем словарные статьи и отправляем редактору. Художник сейчас переписывает себе все слова и начинает рисовать иллюстрации. Через 5 дней редактор и художник отправляют работы менеджеру технических текстов, который составляет все в единый словарь. Менеджер в течение трех дней отправляет словарь редактору на контрольную проверку, после чего через день словарь передается издателю для распечатки и скрепления. Словарь должен оказаться у меня за день до презентации, чтобы все прошло гладко. На все должно уйти 2 недели. Электронную версию на протяжении этого времени создает веб-дизайнер, так что ему мы тоже отправляем словарные статьи и иллюстрации.

Как мы будем проводить отчетное занятие? Думаю, нужно позвать родителей и друзей, чтобы они смогли оценить плоды нашей совместной проверки. Представим презентацию, покажем сам словарь как главный итог работы, а затем расскажем о нескольких самых интересных словах.

Ученик: Может, не просто расскажем о словах, а составим интересные задания для гостей, чтобы они почувствовали себя участниками работы? А ответ пусть потом ищут в «Иллюстрированном этимологическом словаре».

Учитель: Это замечательная мысль! Кто хочет заняться составлением заданий?

Ученица: Я могу попробовать.

Учитель: Хорошо, спасибо. Еще нам нужно определить, кто будет вести вечер.

Ученица: С радостью проведу, у меня есть опыт.

Учитель: Отлично! Тогда мы с тобой поработаем индивидуально, чтобы создать хороший сценарий. Но задания будете задавать вы все по очереди, ведь каждый знает о своем слове больше и лучше. Репетиция состоится в субботу в 15.00. Все поняли, что нужно делать?

Ученики: Да, мы поняли.

Учитель: Замечательно, тогда подведем итоги сегодняшнего занятия. Чего мы добились сегодня? Что нового узнали?

Ученик: Сегодня проведено занятие, которое помогло нам лучше сориентироваться в работе, определить, что и в какие сроки нужно доделать и кому передать.

Ученица: Еще мы проанализировали несколько этимологических словарей и увидели, что каждый из них имеет свое лицо, свой характер.

Ученица: Мне показалось важным то, что мы рассмотрели состав словарных статей, ведь это поможет создавать свои истории слов.

Ученик: Интересно было разобраться в словах, выбранных нами. Удивительно, что всего несколько слов, собранных одной группой, так полно отражают общеязыковую ситуацию.

Учитель: Ребята, вы удивительные молодцы. Мне очень приятно, что вы видите уже сейчас результаты нашей совместной работы. Итак, я в любой день готова отвечать на ваши вопросы и обсуждать работу. Всегда рада помочь.

Занятие окончено, вы можете быть свободными. Удачи на неделе!