Учить. Чему? Как? С какой? Вот основные
вопросы, над которыми учитель задумывается каждый день. Ведя урок, беседуя с
детьми, разговаривая с родителями, учитель не перестает анализировать
происходящее и строить планы дальнейшей работы. Непрекращающаяся и гармоничная
работа сердца и разума – вот залог успешного преподавания, залог результативного взаимодействия с главными участниками образовательного процесса – детьми.
Придя работать в школу, я поняла, как важно быть в первую очередь цельной и развитой духовно и интеллектуально личностью, чтобы помогать развиваться ученикам. Тогда я решила продолжить и дополнить свое образование обучением в магистратуре. Направление моей научной деятельности носит характер практический – психология развития речи. И каждый раз из стен университета я приношу детям что-то новое и интересное.


Например, логопедические разминки. Может показаться странным на первый взгляд акцентирование внимания на развитии речи в рамках работы с детьми среднего школьного возраста. Но ведь современные образовательные стандарты требуют развития ребенка как компетентной личности, для которой станет возможной быстрая и своевременная адаптация в контексте постоянно меняющегося мира. И одно из главных качеств современного человека – умение правильно и четко говорить. Развивая органы речи, развивая мелкую моторику, мы в игровой форме воздействуем на мозговые центры речи детей и стимулируем мыслительную деятельность учащихся. Ребята в процессе пальчиковых игр и логопедических разминок становятся раскованнее и увереннее в себе, воспринимают мир позитивно, видят в нем своего союзника.
Не только занятия в университете становятся для меня источником вдохновения. Общение с коллегами из моей школы, или других образовательных учреждений также служит мощным стимулом для более качественной организации педагогического процесса. Например, я узнала, что групповая работа над проблемными вопросами успешно используется в одной из гимназий г.Москвы, и решила провести подобные занятия в своих классах. Дети восприняли новую форму работы с радостью, теперь мы часто обращаемся к ней. Подобная деятельность работает на сплочение коллектива, развивает командный дух, стимулирует осознание необходимости работы с различными источниками. Поисковая деятельность, провоцируемая проблемными вопросами, служит моделью профессиональной деятельности, готовит ребят к работе в коллективе. Но эта же деятельность учит не терять себя, не прятаться за спинами «коллег».
Еще одна идея пришла ко мне в процессе работы в
одном из классов. А что если часть урока, а затем и весь урок будет вести один
из учеников? Начинали мы с трудом, детям не верилось, что они могут сами
опрашивать одноклассников, подтверждать или опровергать их догадки. Несмело,
потихоньку, с постоянными оглядками на меня велись первые элементы уроков. Но
чем больше мы вели совместную работу над функционированием ученика в качестве
учителя, тем смелее и интереснее становились попытки. Яркие презентации,
веселые и запоминающиеся примеры, каверзные вопросы – вот что стараются
использовать дети, чтобы их урок стал максимально полезным и запоминающимся для одноклассников.
Конечно, в копилке каждого учителя есть масса подобных методических приемов, задумок и проектов. И сила учителя в постоянном поиске нового, интересного, не оставляющего детей безразличными. Чему учить? Всему полезному, интересному, развивающему. Как учить? Учить диалогично, практично, динамично. С какой целью? С целью сделать детей счастливыми и стать счастливым самому.