Сайт учителя русского языка и литературы 
Юлии Сергеевны Пудочевой

Меню сайта
Настройся на язык
Сегодня праздник!
Я тебя посчитал!

2 урок. Часть 1.

Конспект урока №2

Тема урока: Слова, которые живут в словарях.

Тип урока: Обобщение и систематизация материала, рассмотренного учащимися дома.

Вид урока: Смешанный.

Задачи урока:

- провести промежуточный контроль работы учащихся над проектом;

- выявить основные правила составления словарной статьи;

- определить общую специфику этимологических словарей через их сопоставление со словарями другой направленности;

- выделить отличительные особенности каждого этимологического словаря, используемого при реализации проекта;

- зафиксировать и проанализировать происхождение, частеречную принадлежность и эмоциональную окраску выбранных учащимися слов с целью осознания некоторых закономерностей образования слов;

- определить сроки выполнения работы, запланировать проведение итогового занятия и презентации результатов проекта.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада снова видеть вас. Садитесь. Сегодня состоится второе занятие в рамках реализации проекта «К истокам слова в глубь веков».

Задачи этого занятия:

- подвести промежуточные итоги нашей работы над проектом «К истокам слова в глубь веков»;

- подробнее рассмотреть этимологические словари, которые вы изучали дома;

- смоделировать собственный этимологический словарь, ориентируясь на них;

- поговорить о словах, статьи о которых вы на сегодня приготовили;

- обсудить проведение заключительного занятия и определиться со сроками выполнения работы до конца.

Скажите, какие мысли и эмоции вызвало у вас выполнение домашней работы?

Ученик: Сначала показалось сложно и непонятно. Много источников, задание не до конца прописано. Но потом понял, что так даже лучше. Не просто ввел в поисковую строку слово и списал появившейся текст, а пролистал несколько словарей, открыл для себя что-то новое, увидел занятные истории о словах, выбрал 2 интереснейших, на мой взгляд, выписал их. Здорово, что пришлось выписывать статьи из нескольких словарей. Невольно сравниваешь, видишь расхождения, анализируешь их.

Учитель: Рада, что вы оценили задание и насладились работой. Давайте подробнее обсудим и разложим по полочкам узнанное и понятое вами. Поговорим подробнее об этимологических словарях. На ваших столах лежат небольшие опросники-анкеты, заполнение которых структурирует полученные знания и поможет разобраться в специфике этимологических словарей.

Опросник-анкета «Специфика этимологических словарей»

1. Этимологический словарь – это …

2. Таблица «Сопоставление этимологических словарей со словарями другой направленности»

Сопоставление с

другими словарями

Сходства

Различия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставление со словарями

Сходства

Различия

 

толковый

наличие словарной статьи

этимологический словарь содержит больше информации об истории слова, уделяя меньше внимания его значению

орфографи-ческий

работа со словом

этимологический словарь раскрывает историю слова, попутно указывая на его верное написание, а орфографический делает акцент на грамотном написании слов

словообразова-тельный

анализ происхождения слова

этимологический словарь содержит больше информации об истории слова, но меньше о процессе его образования

 

синонимов или антонимов

 

обращение к значению слова

словари синонимов и антонимов рассматривают отношения слова с его «современниками», а этимологический – с «предками»

иностранных слов

упоминание истории слова

словарь иностранных слов объясняет их значения, не затрагивая вопросы родства

 

3. Содержание словарных статей в этимологическом словаре: __________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Функции этимологических словарей __________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие этимологические словари вы знаете? Выделите их особенности._______________________________________________________________________________________________________________________

Вы заполнили опросники, проверив свои знания об этимологических словарях. Давайте подведем итог и заполним совместную анкету. Вы можете по ходу обсуждения вносить поправки в уже сделанные записи.

Совместно заполненный опросник-анкета.

1. Этимологический словарь – это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели. 

2.     Сравнение этимологических словарей со словарями другой специфики.