Конспект урока №2
Тема
урока: Слова, которые живут в словарях.
Тип урока:
Обобщение и систематизация материала, рассмотренного учащимися дома.
Вид урока:
Смешанный.
Задачи
урока:
-
провести промежуточный контроль работы учащихся над проектом;
- выявить
основные правила составления словарной статьи;
-
определить общую специфику этимологических словарей через их сопоставление со
словарями другой направленности;
-
выделить отличительные особенности каждого этимологического словаря,
используемого при реализации проекта;
-
зафиксировать и проанализировать происхождение, частеречную принадлежность и
эмоциональную окраску выбранных учащимися слов с целью осознания некоторых
закономерностей образования слов;
-
определить сроки выполнения работы, запланировать проведение итогового занятия
и презентации результатов проекта.
Ход
урока:
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Рада снова видеть вас. Садитесь. Сегодня состоится второе
занятие в рамках реализации проекта «К истокам слова в глубь веков».
Задачи
этого занятия:
-
подвести промежуточные итоги нашей работы над проектом «К истокам слова в глубь
веков»;
-
подробнее рассмотреть этимологические словари, которые вы изучали дома;
-
смоделировать собственный этимологический словарь, ориентируясь на них;
- поговорить
о словах, статьи о которых вы на сегодня приготовили;
-
обсудить проведение заключительного занятия и определиться со сроками
выполнения работы до конца.
Скажите,
какие мысли и эмоции вызвало у вас выполнение домашней работы?
Ученик:
Сначала показалось сложно и непонятно. Много источников, задание не до конца
прописано. Но потом понял, что так даже лучше. Не просто ввел в поисковую
строку слово и списал появившейся текст, а пролистал несколько словарей, открыл
для себя что-то новое, увидел занятные истории о словах, выбрал 2
интереснейших, на мой взгляд, выписал их. Здорово, что пришлось выписывать
статьи из нескольких словарей. Невольно сравниваешь, видишь расхождения,
анализируешь их.
Учитель:
Рада, что вы оценили задание и насладились работой. Давайте подробнее обсудим и
разложим по полочкам узнанное и понятое вами. Поговорим подробнее об
этимологических словарях. На ваших столах лежат небольшие опросники-анкеты,
заполнение которых структурирует полученные знания и поможет разобраться в
специфике этимологических словарей.
Опросник-анкета
«Специфика этимологических словарей»
1.
Этимологический словарь – это …
2.
Таблица «Сопоставление этимологических словарей со словарями другой
направленности»
Сопоставление
с другими
словарями |
Сходства |
Различия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сопоставление со словарями |
Сходства |
Различия |
толковый |
наличие
словарной статьи |
этимологический
словарь содержит больше информации об истории слова, уделяя меньше внимания
его значению |
орфографи-ческий |
работа со
словом |
этимологический
словарь раскрывает историю слова, попутно указывая на его верное написание, а
орфографический делает акцент на грамотном написании слов |
словообразова-тельный |
анализ
происхождения слова |
этимологический
словарь содержит больше информации об истории слова, но меньше о процессе его
образования |
синонимов
или антонимов |
обращение к
значению слова |
словари
синонимов и антонимов рассматривают отношения слова с его «современниками», а
этимологический – с «предками» |
иностранных
слов |
упоминание
истории слова |
словарь
иностранных слов объясняет их значения, не затрагивая вопросы родства |
3.
Содержание словарных статей в этимологическом словаре:
__________________________________________________________________________________________________________________________________
4.
Функции этимологических словарей __________________________________________________________________________________________________________________________________
5.
Какие этимологические словари вы знаете? Выделите их
особенности._______________________________________________________________________________________________________________________
Вы
заполнили опросники, проверив свои знания об этимологических словарях. Давайте
подведем итог и заполним совместную анкету. Вы можете по ходу обсуждения
вносить поправки в уже сделанные записи.
Совместно
заполненный опросник-анкета.
1.
Этимологический словарь – это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов,
а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических
изменениях, которые они претерпели.
2. Сравнение этимологических словарей со
словарями другой специфики.