Методические комментарии к реализованному проекту
Тема
проекта: «К истокам слова в глубь веков»
База
проведения: НОУ «Физтехшкола»
Участники
проекта: Учащиеся 11 класса
Отведенное
время: 3 урока по 90 минут
Обоснование замысла
проекта
Проект
«К истокам слова в глубь веков» реализован в контексте подготовки к единому
государственному экзамену. Можно назвать следующие факторы, побудившие
обратиться к методу проектов через призму истории языка:
-
необходимость оживления учебного процесса и внесения в него элемента новизны;
-
потребность учащихся в лучшем понимании внутренней формы слов с целью более
грамотного написания и уместного употребления тех или иных слов в устной и
письменной речи;
-
интерес учащихся к этимологии слов, выявленный в ходе решения олимпиадных
заданий;
-
необходимость подготовить учащихся к решению проблемных задач на следующих за
школой этапах обучения и самообразования;
- потребность
в создании на занятиях положительной атмосферы, способствующую более
прогрессивной и динамичной работе;
-
желание «закольцевать» школьный курс изучения русского языка через возвращение
к его истокам - к этимологии и актуализацию имеющихся знаний, умений и навыков.
Метод
проектов показался нам привлекательным благодаря своей многоаспектности и
целостности одновременно.
Анализ источников
Проект носит информационно-реферативный
характер, поэтому выбор источников, которыми смогли бы пользоваться учащиеся,
стал особенно важным и определяющим. Основой источниковой базы по праву можно
назвать словари различных авторов и годов издания, по образу и подобию которых
построен наш «Иллюстрированный этимологический словарь». Примечательно, что
словари сравнивались и сопоставлялись, в каждом из них отмечалось что-то
особенное. Это позволило критично оценить источники и, основываясь на них,
создать словарь, непохожий на все остальные.
Анализ степени реализации индивидуально-личностного подхода
Индивидуальные
особенности учащихся учтены еще на этапе подготовки проекта при проведении
анкетирования школьников и его анализе.
Анкетирование
учащихся позволило выбрать тему проекта, определить слабые и сильные стороны
группы, понять, насколько ее участники знакомы с методом проектов. Письменный опрос выявил высокий интерес
группы к русскому языку как учебному предмету, понимание важности его изучения,
но и продемонстрировал отсутствие понимания специфики проектной деятельности и проблемной
составляющей урока в общем.
Безусловно,
такие результаты стали хорошей основой для организации проектной деятельности,
в процессе которой каждому ученику была отведена особая роль, выбранная с
учетом его талантов, интересов и пожеланий.
В
процессе решения проектных задач работа с каждым учащимся обсуждалась
индивидуально по мере возникновения вопросов. Стоит отметить, что между
участниками проектной команды были налажены тесные связи, регулируемые
обязанностями каждого ее члена.
Комментарии к плану реализации проекта
Проект
«К истории слова в глубь веков» осуществлялся в течение 3 уроков
продолжительностью по 90 минут каждый. Интервал между первым и вторым, между
вторым и третьим занятиями составил неделю, между 3 и 4 – две недели, что
обусловлено объемом работы на каждом этапе.
Выбор
формата проводимых проектных занятий обусловлен спецификой учебного заведения,
на базе которого был реализован проект. Это дополнительные еженедельные занятия
для школьников длительностью 4,5 академических часа. Такая продолжительность
позволила выделить для работы над проектом достаточное количество времени.
Первый
урок состоялся под названием «Проектируя работу, проектируя жизнь», которое с
самого начала настраивает на проектную деятельность как на работу над собой,
ярко демонстрируя связь с жизнью. Урок стал организационным, на нем была
определена суть метода проектов, выбраны тема, сроки и план работы,
предварительно обговорены обязанности учащихся, выбраны формы презентации
конечного результата, обсуждены критерии оценивания продукта деятельности. Стоит
отметить, что перечисленные этапы плавно вытекали один из другого, создавая
иллюзию импровизации со стороны учителя и бесконечно широкой возможности выбора
для учащихся.
На
втором уроке «Слова, которые живут в словарях» мы проанализировали этимологические
словари, выявив их специфику и особенности составления словарных статей. Были
подведены промежуточные итоги работы, окончательно утверждены сроки сдачи
работы и формы ее представления. Особое внимание было уделено выбранным для
анализа словам.
Третье
занятие «Праздник слова» стало заключительным этапом, во время которого была
проведена презентация «Иллюстрированного этимологического словаря»,
сопровождаемая интересными заданиями и загадками для зрителей. Каждый ученик
так или иначе принял участие в организации и проведении вечера, посвященного
истории слов.
Осуществление
проекта прошло в несколько этапов, чтобы каждое действие учащихся, будь то
индивидуальная работа, взаимодействие с одноклассниками или с преподавателем,
стало максимально плодотворным и эффективным. Также протяженность во времени
позволила достичь большего количества целей, что и стало свидетельством
успешного завершения работы.
Обоснование целей проекта
Ученический
проект – это многогранное понятие, одновременно включающее проектную
деятельность и продукт, отражающий результаты работы. Многогранность термина
обусловливает множество и разнообразие
целей: образовательных, развивающих, воспитательных, проектных.
Образовательной
целью каждого урока должна стать демонстрация языка как системы, элементы
которой находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии. Уроки-проекты,
безусловно, способствуют достижению этой цели. Планируя и выполняя задания
проблемного характера, учащиеся вынуждены обращаться к различным разделам
языкознания, рассматривая их через призму темы проекта, и сводить полученную
информацию воедино. Такая деятельность показывает, что невозможно научиться
грамотно писать и расставлять знаки препинания без анализа слова и текста, что
нельзя понять слово без обращения к его значению, что бессмысленно изучать
стилистику в отрыве от лексики, лексику - от морфологии, морфологию - от
морфемики, морфемику - от словообразования, словообразование – в отрыве от
этимологии и так далее.
Тема
проекта оказывает решающее влияние на определение целей деятельности.
Этимология как содержание ученического проекта выбрана нами потому, что она
являет собой фундамент языка, столь важный при анализе любой из его частей,
потому, что этимология интересна и бесконечно нова, несмотря на множество веков
за плечами. Безусловно, проект «К истории слова в глубь веков» не преследует
цели полного изучения этимологии. Скорее проект призван показать роль
этимологии в познании и сохранении языка, заинтересовать учащихся историей
слов, дать представление о ключевых понятиях этимологии, продемонстрировать
связь прошлого слова с его настоящим, научить использовать знания о
происхождении слов при их написании, анализе текстов и включении в собственные
письменные и устные высказывания.
Развивающие
цели также вытекают из специфики проектной деятельности и темы работы.
Реализация проекта проводится в несколько этапов, каждый из которых
способствует достижению конкретных целей: актуализировать и применить имеющиеся
знания, спроектировать деятельность, отобрать источники, определить конечный
результат, представить свою работу в той или иной форме, верно оценить ее. Тема
проекта отражается на выборе более конкретных целей: умение пользоваться
словарем и составлять собственные словарные статьи. Все вышеперечисленные цели
находятся в неразрывной связи, их достижение возможно только в контексте единой
работы.
Воспитательные
цели: навык работы в группе и сохранение бережного отношения к языку –
реализуются в процессе работы, не давая дополнительной нагрузки на учащихся. Такой
подход к воспитанию также отражает специфику работы над проектом: видимой
становится лишь одна цель – например, создание этимологического словаря - но
под эгидой ее реализации достигаются и другие цели.
Отдельно
стоит рассмотреть проектные цели. Здесь центральное место отводится развитию
креативного мышления и умения принимать нестандартные решения. Урок-проект
всегда ставит перед учащимися проблемные задачи, решение которых невозможно без
отказа от стереотипного мышления. Например, обращаясь к истории слова, часто
нужно отбросить здравый смысл и прислушаться к внутреннему голосу. Или,
представляя результаты деятельности, придумать загадки и задания, с которыми
зрители никогда ранее не встречались. Именно такой подход позволяет создавать
ситуации, максимально приближенные к жизненным.
Связь
с жизнью как один из главных педагогических принципов, играющих важную роль при
организации и проведении урока-проекта, объясняет множество целей проектной
деятельности. Проект отражает и моделирует различные жизненные ситуации,
способствует достижению многих целей, неразрывных и бессмысленных по
отдельности.
Особенностью
целей, прописанных нами, является их самость и в то же время единство. Важно
отметить, что достижение этих целей не требует выполнения различных задач. Они
реализуются в процессе проектной деятельности, как ступени преодолеваются,
выстраиваясь в ряд и помогая идущему взойти наверх.
Взаимодействие учителя и учащегося
Проектная
деятельность в первую очередь характеризуется совместностью деятельности учителя
и ученика. Нет учащего и учащегося, если заинтересованные в достижении общей
цели сотрудники. Безусловно, учитель выполняет руководящие функции, регулируя
процесс выполнения работы, конструируя его, но мастерство педагога при этом
проявляется в минимализации видимого и ощущаемого воздействия на учащихся.
Оценивая
реализованный проект, можно отметить, что работа педагога не подавляет учеников
и была практически не видна. Все решения принимаются при активном включении
учеников в обсуждение. Корректировка общего направления проводится через
задания, предлагаемые для рассмотрения и выполнения, через систему наводящих
вопросов. Благодаря им создается ощущение возможности выбора и регулирования
работы, в зависимости от желания учащихся.
Стиль
общения учителя с учениками можно определить как демократический, что
подтверждается привлечением каждого к решению общих дел, атмосферой
взаимоуважения и взаимоприятия. Дети свободно высказываются, внимательно
слушают одноклассников и учителя. Преподаватель не диктует, не заставляет, а
направляет и помогает. Безусловно, такое общение способствовует успешной
реализации проекта.
Анализ конечного результата деятельности
Особенностью
реализованного проекта «К истокам слова в глубь веков» стало обилие поставленных целей. Однако яркое
и многообразное завершение деятельности подтвердило, что эти цели достигнуты.
Ключевым продуктом стал «Иллюстрированный этимологический словарь». Его
представление состоялось на «Празднике слова», проведенном для учащихся, их
родителей и друзей. Сопровождалось оно загадками и заданиями для зрителей, что
позволило каждому учащемуся принять непосредственное участие в представлении
работы. Прикладной характер работы проявился в том, что найти ответы на все
вопросы можно было в созданном словаре. Для обеспечения максимальной
наглядности была использована компьютерная презентация, отражающая некоторые
особенности словаря и восприятия его детьми.
В
целом стоит отметить, что заключительный урок характеризовался теплой и
комфортной атмосферой, позволяющей раскрыть специфику проекта и представить его
результаты в максимально выгодном и нужном свете.