ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ТЕКСТА ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ РЕЧИ
«В любом обществе существует ряд проблем, напрямую связанных
с социальным функционированием женщины. Именно этими проблемами давно занят
феминизм, настаивающий не на равенстве, а на инакости женщин и мужчин.
Образование и медицина, права детей и инвалидов, воинская обязанность и
уложение о наказаниях - вот поле общественной деятельности, на котором женская
мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному должны
были бы сослужить свою службу. В сущности, все равно, кто объединит все это в
одну программу -мужчина или женщина. Но женщине все же сподручней. Как
говаривала бабушка, «что с мужчинами разговаривать - они ведь даже одеться по
погоде не умеют» (Пульс. 1998. № 36).
- Предположим, что рассматриваемый текст относится с газетно-публицистическому стилю.
- Темой текста является социальное положение женщины, о чем и заявлено в первом предложении. Слово «женщина» является ключевым.
- Идея текста соотносится с его темой, состоит в том, что женщина должна еще «отвоевать» множество социальных функций.
- Сфера коммуникации – общественные отношения.
- В содержательно-логическом плане текст представляет собой отрывок из газетной статьи. Это всего лишь один абзац, который, можно предположить, является вступительным к основному рассуждению.
- Текст относится к функциональному типу речи «рассуждение», создан для подтверждения определенной мысли.
- Форма реализации письменная.
- Стилевые черты: яркая, выразительная ,сочетание тенденций стремления к экспрессивности и к стандарту, активное вмешательство во все происходящее, создание общественного мнение, убеждение.
- Языковая специфика данного текста (стилистические средства)
Лексические
средства |
|
Употребление многозначных слов |
общество, ряд, существует, образование, обязанность,
наказание, поле, мягкость, служба, программа |
Употребление синонимов |
мягкость, способность к компромиссу (контекстуальные) |
Употребление разговорной и просторечной лексики |
сподручней (разговорная форма степени сравнения),
говаривать |
Употребление специальной лексики (терминов) |
феминизм, воинская обязанность, уложение о наказаниях, |
Употребление эмоционально окрашенной лексики |
- |
Употребление абстрактной лексики |
проблема, функционирование, деятельность, компромисс,
разговаривать |
Употребление конкретной лексики |
женщина, мужчина, бабушка |
Фразеологические
средства |
|
Употребление фразеологических оборотов |
поле деятельности, сослужить свою службу, |
Имя существительное
(ИС) |
|
Употребление отвлеченных ИС |
общество, феминизм, равенство, инакость, образование |
Употребление конкретных ИС |
ряд, проблема, женщина, погода, бабушка, дети, инвалиды |
Высокий процент употребления форм родительного приименного
падежа над другими формами косвенных падежей |
ряд проблем, функционирование женщины, инакость женщин и
мужчин, права детей и инвалидов |
Местоимение |
|
Употребление личных местоимений |
они (использовано в прямой речи) |
Глагол |
|
Употребление форм времени |
существует, занят, были бы, объединит, говаривала, не
умеют (формы глаголов разных времен) |
Низкое употребление инфинитива по сравнению с другими
глагольными формами |
одеться, сослужить |
Высокое употребление причастий |
связанные, настаивающий |
Служебные части
речи |
|
Употребление производных предлогов |
- |
Употребление союзов сниженной стилистической окрашенности |
- |
Употребление междометий |
- |
Употребление вводных единиц эмоционально-оценочной
семантики |
- |
Употребление вводных единиц, передающих логику следования
мысли, индикаторов значимости |
в сущности |
Простое предложение |
|
Употребление восклицательных предложений |
- |
Низкий процент употребления пассивных конструкций |
ряд проблем, связанных |
Употребление неполных предложений |
- |
Употребление односоставных именных предложений |
- |
Употребление односоставных глагольных обобщенно-личных
предложений |
что с мужчинами разговаривать |
Употребление односоставных глагольных неопределенно-личных
предложений |
- |
Высокий процент употребления предложений с простым
глагольным сказуемым |
В любом обществе существует ряд проблем. Именно этими
проблемами давно занят феминизм. Кто объединит все это в одну программу |
Употребление в именной части слова как в значении «в
качестве» |
- |
Нарушение объективного порядка слов в предложении |
- |
Осложненное
предложение |
|
Однородные члены предложения |
инакость женщин и мужчин; образование и медицина, права
детей и инвалидов, воинская обязанность и уложение о наказаниях; женская
мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному; |
Причастный оборот |
кнопкой,
расположенной в левом верхнем углу окна; подчеркнутые в названии команды букв |
Предложный субстантивный обстоятельственный оборот |
- |
Вводные единицы эмоционально-оценочной лексики |
- |
Вводные единицы, передающие логику следования мысли,
индикаторы значимости |
в сущности, как говаривала бабушка |
Обращение |
- |
Сложное предложение |
|
Употребления подчинительных конструкций |
…вот поле общественной деятельности, на котором женская
мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному
должны были бы сослужить свою службу. |
9.1. На
фонетическом уровне стилистические средства не выявлены.
9.2. Стилистические средства
лексико-фразеологического уровня.
9.3. Стилистические средства
словообразовательного уровня
Мягкость, способность,
деятельность, обязанность, инакость – существительные с суффиксом -ость-.
9.4. Синтаксические средства
морфологического уровня
9.5.Стилистические
средства синтаксического уровня
10. Стилеразрушающие
элементы незначительны.
11. Газетная
статья (Пульс. 1998. № 36)
12. Подводя
итоги, можем отметить, что исследуемый текст действительно относится к
газетно-публицистическому стилю.