Сайт учителя русского языка и литературы 
Юлии Сергеевны Пудочевой

Меню сайта
Настройся на язык
Сегодня праздник!
Я тебя посчитал!

Художественный стиль речи

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ РЕЧИ

 

 

Владислав Ходасевич        

ПРОЩАНИЕ

 

Итак, прощай. Холодный лег туман.

Горит луна. Ты, как всегда, прекрасна.

В осенний вечер кто не Дон-Жуан?-

Шучу с тобой небрежно и опасно.

 

Итак, прощай. Ты хмуришься напрасно:

Волен шутить, в чьем сердце столько ран.

И в бурю весел храбрый капитан.

И только трупы шутят неопасно.

 

Страстей и чувств нестрогий господин,

Я всё забыл. Прости: всё шуткой стало,

Мне только мил в кольце твоем рубин...

 

Горит туман отливами опала,

Стоит луна, как желтый георгин.

Прощай, прощай!.. Ты что-то мне сказала?

 

  1. Предварительно текст можно отнести к художественному стилю речи.
  1. Темой текста является прощание с любимой женщиной. На это указывает название, общая атмосфера, создаваемая автором, тематические предложения.
  1. Идея текста соотносима с темой. Цель пишущего – передать настроения, мысли, чувства, вызванные произошедшим событием.
  1.  Художественный стиль речи как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию.
  1. Текст представляет собой цельное, законченное произведение. Следовательно, он обладает определенной композицией. Первая часть – описание женщины, с которое состоится прощание, а также общей атмосферы встречи, ее отражения в природе. Вторая – упоминание о собственных страданиях. Третья – сообщение причины угасания чувств. Четвертая – общий взгляд на состояние себя и природы, последние слова.
  1. В канве текста совмещено несколько функциональных типов речи: «описание» («Холодный лег туман. Горит луна. Ты, как всегда, прекрасна. Горит туман отливами опала, Стоит луна, как желтый георгин»); «рассуждение» («В осенний вечер кто не Дон-Жуан?- Шучу с тобой небрежно и опасно. Прости: всё шуткой стало»).
  1. Форма реализации текста письменная.
  1. О принадлежности к художественному стилю речи свидетельствуют следующие стилевые черты: эмоциональность, единство коммуникативной и эстетической функций, широкое использование изобразительно-выразительных средств, проявление творческой индивидуальности автора.
  1. Стилистические средства, используемые в данном тексте, или языковая специфика.

Лексические средства

Употребление многозначных слов

прощай, горит, сердце, страсть, чувство, стоять

Употребление синонимов

страсти и чувства (контекстуальные)

Употребление разговорной и просторечной лексики

 

-

Употребление специальной лексики (терминов)

-

Употребление эмоционально окрашенной лексики

-

Преобладание абстрактной лексики

туман, вечер, шутить, небрежно, буря, страсти, чувства, сказать, прекрасна, храбрый

Употребление конкретной лексики

луна, сердце, рана, капитан, трупы, господин, кольцо, рубин, опал

Фразеологические средства

Употребление фразеологических оборотов

-

Имя существительное (ИС)

Употребление отвлеченных ИС

-

Преобладание конкретных ИС

туман, луна, вечер, сердце, капитан, труп, чувство, рубин, господин

Употребления форм родительного приименного падежа над другими формами косвенных падежей

господин страстей и чувств, отливы опала

Местоимение

Употребление личных местоимений

ты, я

Глагол

Употребление форм времени

лег, сказала – формы настоящего времени;

шутят, стоит, горит, шучу, хмуришься – настоящее время

Низкое употребление инфинитива по сравнению с другими глагольными формами

-

Высокое употребление причастий

-

Служебные части речи

Употребление производных предлогов

-

Употребление союзов сниженной стилистической окрашенности

-

Употребление междометий

-

Употребление вводных единиц эмоционально-оценочной семантики

 

-

Употребление вводных единиц, передающих логику следования мысли, индикаторов значимости

итак

Простое предложение

Употребление восклицательных предложений

Прощай прощай!

Высокий процент употребления пассивных конструкций

-

Употребление неполных предложений

-

Употребление односоставных именных предложений

Итак, прощай.

Употребление односоставных глагольных обобщенно-личных предложений

 

-

Употребление односоставных глагольных неопределенно-личных предложений

 

-

Высокий процент употребления предложений с простым глагольным сказуемым

Холодный лег туман. Горит луна. Ты хмуришься напрасно. И только трупы шутят неопасно. Я всё забыл. …всё шуткой стало. Горит туман отливами опала. Стоит луна. Ты что-то мне сказала?

 

 

Употребление в именной части слова как в значении «в качестве»

 

-

Нарушение объективного порядка слов в предложении

Существует также способ открытия системного меню посредством клавиатуры (вместо: также существует…)

Осложненное предложение

Однородные члены предложения

шучу с тобой небрежно и опасно

Причастный оборот

-

Предложный субстантивный обстоятельственный оборот

-

Вводные единицы эмоционально-оценочной лексики

 

-

Вводные единицы, передающие логику следования мысли, индикаторы значимости

итак

Обращение

-

Сложное предложение

Употребления подчинительных конструкций

-

9.1. Стилистические средства фонетического уровня отсутствуют, так как текст реализован письменно.

9.2. Стилистические средства лексико-фразеологического уровня.

 

9.3. Стилистические средства словообразовательного уровня

Сложно выделить какие-либо словообразовательные модели.

 

9.4. Синтаксические средства морфологического уровня

 

9.5. Стилистические средства синтаксического уровня

10.  Выявлено довольно много стилеразрушающих элементов (отсутствие причастий, фразеологических единиц, эмоционально окрашенной лексики, преобладание абстрактной лексики), но они не обусловлены тональностью поэтического текста, следовательно, не имеют большого значения для определения стилистической принадлежности текста. 

11.  Поэтическое произведение, или стихотворение.

12.  Делая вывод о стилистической принадлежности текста, подтвердим тезис, изложенный в первом пункте, - это художественный стиль.