Сайт учителя русского языка и литературы 
Юлии Сергеевны Пудочевой

Меню сайта
Настройся на язык
Сегодня праздник!
Я тебя посчитал!

Опыт проектной деятельности. Составление этимологического словаря в 11 классе.

Экспериментальный опыт проведения уроков-проектов по русскому

Тема проекта: «К истокам слова в глубь веков»

Руководитель проекта: преподаватель русского языка НОУ «Физтехшкола» Ю.С.Пудочева

Участники проекта: учащиеся 11 класса НОУ «Физтехшкола»

Тип проекта:

- по деятельности учащихся – информационно-реферативный;

- по комплексности – межпредметный;

- по характеру контактов – внутриклассный;

- по дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;

- по продолжительности – краткосрочный.

Форма представления результатов: Этимологический иллюстрированный словарь.

Аннотация: Проект представляет собой исследовательскую работу по истории языка через анализ этимологии отдельных слов. В контексте подготовки к ЕГЭ проводится 3 урока по 90 минут: вступительный, промежуточный урок, заключительный - с недельным промежутком.

Образовательные цели:

- закрепить представление о языке как о живом организме, развивающемся по определенным законам;

- расширить понимание этимологии языка;

- помочь увидеть через осознание внутренней формы слова историю языка и народа;

- углубить понимание таких понятий, как этимология, устаревшее слово, историзм, архаизм, неологизм;

- научить различать заимствованные слова, исконно русские и старославянские, видеть их отличительные черты;

- показать роль происхождения слов в создании текстов различных стилей;

- усовершенствовать знания по орфографии через знакомство с историей слов;

- продемонстрировать процессы, происходящие на современном этапе развития языка.

Развивающие цели: 

- продолжить развитие личности ребенка с опорой на его творческие способности и креативное мышление;

- актуализировать имеющиеся предметные и межпредметные знания, умения и навыки;

- отшлифовать навык извлечения нужной информации из предложенных источников;

- создать ситуацию, демонстрирующую необходимость обращения к словарям;

- продолжить формирование умения отбирать главную информацию из имеющихся источников;

- продолжить работу над умением верно оформить и представить полученный результат;

- выработать умение создавать словарные статьи, рассчитанные на определенную аудиторию;

- продолжить работу над развитием речи учащихся через всесторонний анализ текстов различных стилей речи.

 Воспитательные цели:

- отработать навык этичной и результативной работы в группе;

- продолжить формирование уважительного отношения к слову, языку, истории своего народа.

Проектные цели: 

- продолжить совершенствование навыка самостоятельной работы, происходящей обособленно или в контексте групповой деятельности;

- сделать акцент на совершенствовании умения создавать план работы с учетом временных и источниковых ресурсов, на необходимости следовать разработанному плану;

- продемонстрировать необходимость принятия нестандартных и творческих решений при выполнении поставленных задач;

- развивать умение спрогнозировать результаты своей работы и определить форму их представления;

- продолжить учить объективно оценивать проделанную работу, опираясь на зафиксированные критерии;

- показать важность оформления работы через анализ восприятия ее зрителями, слушателями или читателями.

Предварительная работа: знакомство с этимологическими словарями, анализ словарных статей.