Экспериментальный опыт проведения
уроков-проектов по русскому
Тема проекта:
«К истокам слова в глубь веков»
Руководитель
проекта: преподаватель русского языка НОУ «Физтехшкола» Ю.С.Пудочева
Участники
проекта: учащиеся 11 класса НОУ «Физтехшкола»
Тип проекта:
- по деятельности
учащихся – информационно-реферативный;
- по
комплексности – межпредметный;
- по
характеру контактов – внутриклассный;
- по
дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;
- по
продолжительности – краткосрочный.
Форма
представления результатов: Этимологический иллюстрированный словарь.
Аннотация: Проект
представляет собой исследовательскую работу по истории языка через анализ
этимологии отдельных слов. В контексте подготовки к ЕГЭ проводится 3 урока по 90
минут: вступительный, промежуточный урок, заключительный - с недельным
промежутком.
Образовательные
цели:
- закрепить
представление о языке как о живом организме, развивающемся по определенным
законам;
- расширить
понимание этимологии языка;
- помочь
увидеть через осознание внутренней формы слова историю языка и народа;
- углубить
понимание таких понятий, как этимология, устаревшее слово, историзм, архаизм,
неологизм;
- научить различать
заимствованные слова, исконно русские и старославянские, видеть их
отличительные черты;
- показать
роль происхождения слов в создании текстов различных стилей;
-
усовершенствовать знания по орфографии через знакомство с историей слов;
-
продемонстрировать процессы, происходящие на современном этапе развития языка.
Развивающие
цели:
- продолжить
развитие личности ребенка с опорой на его творческие способности и креативное
мышление;
-
актуализировать имеющиеся предметные и межпредметные знания, умения и навыки;
- отшлифовать
навык извлечения нужной информации из предложенных источников;
- создать
ситуацию, демонстрирующую необходимость обращения к словарям;
- продолжить
формирование умения отбирать главную информацию из имеющихся источников;
- продолжить
работу над умением верно оформить и представить полученный результат;
- выработать
умение создавать словарные статьи, рассчитанные на определенную аудиторию;
- продолжить
работу над развитием речи учащихся через всесторонний анализ текстов различных
стилей речи.
Воспитательные цели:
- отработать
навык этичной и результативной работы в группе;
- продолжить
формирование уважительного отношения к слову, языку, истории своего народа.
Проектные
цели:
- продолжить
совершенствование навыка самостоятельной работы, происходящей обособленно или в
контексте групповой деятельности;
- сделать
акцент на совершенствовании умения создавать план работы с учетом временных и
источниковых ресурсов, на необходимости следовать разработанному плану;
-
продемонстрировать необходимость принятия нестандартных и творческих решений
при выполнении поставленных задач;
- развивать
умение спрогнозировать результаты своей работы и определить форму их
представления;
- продолжить
учить объективно оценивать проделанную работу, опираясь на зафиксированные
критерии;
- показать
важность оформления работы через анализ восприятия ее зрителями, слушателями
или читателями.
Предварительная
работа: знакомство с этимологическими словарями, анализ словарных статей.